Лечение повреждений суставного хряща

Основным направлением нашей клиники является лечение и реабилитация заболеваний суставов любого уровня сложности, вплоть до оперативного вмешательства.

Для получения более подробной информации и записи на консультацию, позвоните нам по телефону +7(812) 295-50-65.

Суставной хрящ – неотъемлемая часть большинства суставов. Он выстилает поверхности костей, обращенные к полости, и именно поэтому с ними так неразрывно связан. Не имеет собственных кровеносных сосудов и содержит большое количество воды (до 75%). Питательные вещества получает из предлежащего слоя кости (субхондрального), а также из синовиальной жидкости. Его структура складывается из основных клеток – хондроцитов – и межклеточного матрикса, складывающегося в основном из белка коллагена и гликозаминогликанов (гиалуроновой кислоты хондроитинсульфата и кератансульфата), связанных между собой. Именно строение матрикса обеспечивает хрящевой ткани его эластичность и упругость. Суставной хрящ, имеющий однородную структуру матрикса, называют стекловидным или гиалиновым. Испытывает нагрузку в покое и при движении. Его функция – амортизация и защита. За счет своей упругой и эластичной структуры он снижает нагрузки на кости суставов, предотвращая их удары друг о друга и повреждение.

Причины повреждения

Разрушение хряща, потеря его свойств может происходить в естественном для организма и в стрессовом режиме. В первом случае со временем происходит уменьшение питания из субхондральной кости, где изменяется структура сосудов и их количество, а слой кости уплотняется и медленнее регенерирует. К тому же с возрастом продукция коллагена и гиалуроновой кислоты снижается, уменьшается количество воды – хрящевая ткань теряет свои свойства и повреждается даже при незначительных нагрузках. Во втором случае происходят травмы сустава, при которых от удара или чрезмерного резкого движения нарушается целостность тех или иных его структур. Далее организм реагирует на деформацию воспалительным процессом, в результате которого образовавшиеся дефекты замещаются рубцовой тканью, не имеющей эластических свойств. К тому же, в процессе воспаления меняются свойства синовиальной жидкости, в которой уменьшается количество гиалуроновой кислоты, хондроитина. Для их восстановления также требуется время. А пока этого не произошло, он находится в дефиците питания и больше подвержен трению – значит снова микротравмам. Так с каждым повреждением хрящ теряет свои свойства, значит, становится более уязвим. Возникает порочный круг. Как следствие - его дегенерация. Именно это и происходит при артрозе.

Симптоматика

Болевой синдром при хрящевых патологиях – является ведущей жалобой. Обычно боли возникают после физической нагрузки, длительные. Степень их выраженности зависит от масштаба повреждения. Отек сустава, покраснение, тугоподвижность возникают вследствие воспалительного процесса. Как правило, пациенты не сразу обращаются к врачу, не имея представления о последствиях. Иногда первое обращение происходит уже тогда, когда в суставе развился артроз, являющийся необратимым.

Диагностика

Диагностические мероприятия включают осмотр врача, рентгенологическое исследование, УЗИ или МРТ (магнитно-резонансная томография). Эти методы дают визуализацию структур хряща и его повреждения. Артроскопия часто применяется как диагностический и одновременно лечебный метод при патологии сустава.

Лечение

Цели и задачи терапии уменьшить частоту воспалений, улучшить питание, устранить провоцирующие факторы травм, восстановить целостность и гладкость хряща и биомеханику сустава. Это достигается консервативными и хирургическими методами. Назначение противовоспалительных препаратов перорально снижает воспаление. Дополняют эту терапию пероральный прием хондропротекторов, наружное применение мазей. При необходимости противовоспалительные препараты вводят около- и внутрисуставно. Внутрисуставные инъекции гиалуроновой кислоты, обогащенной тромбоцитами плазмы возвращают нормальные свойства синовиальной жидкости, снижают воспалительную реакцию и способствуют регенерации хряща. К оперативным методам относится артроскопия, при которой после выявления участка повреждения выполняют устранение неровностей, абразивную хондропластику (восстановления целостности достижением образования фиброзного сгустка на его поверхности при микрофрактурировании субхондральной кости), мозаичную хондропластику (внедрение костно-хрящевых аутотрансплантатов). После операции курс реабилитации помогает быстро восстановить функции сустава. Все лечение в комплексе помогает предотвратить развитие остеоартроза и устранить болевую симптоматику, улучшая качество жизни пациента.