Вывих надколенника

Вывих надколенника – это смещение суставных поверхностей относительно друг друга, которое сопровождается резкой и сильной болью.

Строение и функции надколенника.

Строение надколенника

Надколенник – крупнейшая сесамовидная кость, которая расположена в переднем отделе суставной части колена. К ней крепятся сухожилия мышцы бедра, а под ним берёт начало связка, которая крепится к большеберцовой кости. Внутренняя часть чашечки покрыта хрящом. Функцией надколенника является увеличение силы мышц, а также защита от смещения бедренной и большеберцовой костей.

Причины.

Подвывих и вывих надколенника

Как правило, вывих обозначает её смещение к наружной части и прилегание к наружному мыщелку бедра. В группе риска находятся спортсмены, а также люди, которые выполняют сложные физические нагрузки и ведут активный образ жизни.

Среди факторов, которые могут повлиять на возникновение травмы, можно выделить:

• Артроз коленного сустава.
  • Повреждения колена (в частности, повреждения и разрыв менисков).
  • Оперативные вмешательства.
  • Дисплазия мыщелков кости бедра.
  • Чересчур высокое расположение коленной чашки.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Аномальное строение надколенной впадины.
  • Слабый мышечный и связочный аппараты.
  • Кровоизлияние в полость сустава.
  • Наличие вальгусной деформации в колене.
  • Другое.

Классификация.

Травматология различает врождённый и приобретённый (то есть, травматический) вывихи. По давности приобретения травмы также выделяют застарелый и острый виды. Если же травма происходит повторно, то ее называют привычной.

Также различают по траектории смещения:

Виды вывиха надколенника

• Боковой (внутренний и наружный) – этот тип встречается чаще всего.
  • Ротационный (при нём разворот происходит вокруг вертикальной оси).
  • Вертикальный (при нём разворот происходит вокруг горизонтальной оси).

Симптоматика.

К симптомам, которые могут сопровождать вывих надколенника, можно отнести следующие:

• Резкая, сильная боль в сгибе колена.
  • Деформация коленного сустава – его увеличение, которое может возникнуть как результат смещения коленной чашечки.
  • Неправильное расположение чашечки, которое можно ощутить при пальпации.
  • Появление отёка.
  • Ощущение нестабильности, боязнь совершать привычные движения.
  • Ограничение амплитуды движений.
  • Дискомфорт в коленной чашечке.

Диагностика.

Диагностика вывиха коленной чашки проводится путём осмотра у врача, консультации с ним, а также посредством проведения рентгенографии и магнитно-резонансной томографии. В ходе этих процедур определяется тип травмы, а также траектория смещения, после чего врачом назначается соответствующее лечение.

Методы лечения.

Консервативное лечение

Лечение вывиха коленного сустава

Консервативное лечение. При первичном вывихе назначают лечение консервативными методами, к которым относятся:

• Вправление и выравнивание чашечки.
  • Устранение гемартроза посредством пункции.
  • Наложение холодных компрессов.
  • Ношение гипсовой лонгеты, либо ортеза.
  • Лечебная физкультура.
  • Ношение коленной боковой шины.

Иногда уже с первых дней лечения могут быть назначены реабилитационные мероприятия небольшой нагрузки, которая, в свою очередь, будет увеличена после исчезновения отёка.

Операция на коленном суставе

Операция при вывихе коленного сустава

Оперативное лечение. В случае повторного (привычного) вывиха или при особо сложных ситуациях может быть назначено оперативное вмешательство. На сегодняшний день это, в большинстве случаев, артроскопия.

Артроскопическое вмешательство позволяет быстро и эффективно решить проблему – как правило, за один сеанс. Её преимущество заключается в том, что диагностика и лечение проводится единовременно. Также её плюсом является то, что она относится к малоинвазивной хирургии: при её осуществлении не делается большого разреза, и сустав не открывается полностью – врач делает только два небольших отверстия. Через одно отверстие вводится специальный аппарат – артроскоп, а через другое – необходимые хирургические инструменты.

Реабилитация.

Реабилитация при вывихе надколенника

Реабилитационные мероприятия после лечения вывиха надколенника посредством артроскопии могут включать в себя различные физиотерапевтические процедуры, электростимуляцию, изометрическую гимнастику, массаж и многое другое. Так как артроскопическое вмешательство является минимальным и редко вызывает осложнения, то и сам процесс восстановления проходит значительно проще, нежели после классической операции.

Для точной диагностики и эффективного лечения вывихов и других травм обращайтесь в нашу клинику!

Наши специалисты всегда готовы Вам помочь!
Звоните нам по телефону +7(812)295-50-65 или +7(812)906-46-84.