Артроскопия плечевого сустава

В нашей клинике артроскопию суставов проводят одни из самых лучших специалистов России и Европы, успешно выполнившие десятки тысяч артроскопических вмешательств за последние 30 лет.

Среди них и самая первая, сделанная в Ленинграде в 1986 году, которую провел Кузнецов Игорь Александрович - ныне профессор травматологии и ортопедииглавный врач СпортКлиники.

Плечевой сустав – подвижное соединение между лопаткой и плечевой костью. Это многоосное шаровидное сочленение позволяет совершать движения во всех плоскостях. При этом истинных связок не имеет и укреплен мышцами верхней конечности, что обуславливает высокую подвижность, но при этом большую подверженность вывихам. Вращательную манжету плеча образуют мышцы, непосредственно прилежащие к капсуле плечевого сустава, а именно, надостная, подостная, подлопаточная и малая круглая. Часть ее расположена по краю лопаточной впадины, в которой находится круглой формы головка плечевой кости. Эта часть хряща называется суставной губой. Таким образом, увеличивается площадь суставной поверхности и амплитуда движений. С одной стороны она стабилизирует сустав, с другой – является его уязвимой частью и нередко подвергается повреждениям. Частота травм данной локализации высока. Травматические повреждения, а также их последствия зачастую требуют хирургического лечения. Наиболее щадящим методом хирургического лечения является артроскопия.

Основные преимущества артроскопии

Артроскопия плечевого сустава – это современное хирургическое решение, альтернативное классической открытой хирургии. По своей частоте артроскопии плеча находятся на втором месте после коленного.

Так какие же можно выделить преимущества?

1. Это малоинвазивный метод, что означает минимальные разрезы. Ровно такие, чтобы в полость сустава можно было ввести хирургические инструменты. А, значит, не остается крупного рубца на коже такой заметной области, как плечо. Снижается до минимума риск послеоперационных осложнений, связанный с травматизацией окружающих тканей.
  2. Точность диагностики благодаря современной оптике и увеличению изображения, передаваемого на экран, позволяет доктору максимально точно определить очаг патологии и сохранить здоровые ткани.
  3. Нет необходимости в длительном пребывании в стационаре. Пациентов, как правило, отпускают домой уже через несколько часов.
  4. Реабилитация после артроскопии протекает быстрее и легче по сравнению с классической.

Показания к проведению артроскопии.

Рассмотрим основные случаи, когда показана артроскопия плеча:

Повреждение Банкарта

Головка плечевой кости при избыточных нагрузках часто травмируется. Происходит отрыв ее части, что влечет нестабильность, вывихи, болевой синдром. Повреждение Банкарта – это разрыв суставной губы суставного отростка лопатки в передней ее части. Самая распространенная патология плеча. Наиболее часто встречается у теннисистов, гандболистов, волейболистов и т.д. Артроскопически выполняют фиксацию деформированного участка либо формируют валик из капсулы сустава, подшивая его к кости фиксаторами.

SLAP-повреждение

Характеризуется разрывом суставной губы в верхней ее части в области прикрепления сухожилия длинной головки двуглавой мышцы плеча. В группе риска, прежде всего, находятся спортсмены, занимающихся бросанием или подъемом тяжестей. В данном случае в ходе артроскопической операции выполняют не только восстановление, но и крепление сухожилия двуглавой мышцы.

Повреждение вращательной манжеты

Целостность вращательной манжеты необходима для стабильности сустава и сохранения его двигательной активности. Ее нарушение может быть вызвано травмами, вывихами или хроническим воспалительным процессом. Чем раньше произвести операцию в случае разрыва сухожилия мышцы, тем выше шансы для полного восстановления функций. Во время артроскопии поврежденное сухожилие натягивают и прикрепляют швом или фиксаторами. Наименее травматичным будет артроскопический оперативный доступ.

Субакромиальный инпинджмент-синдром

Вызывает защемление вращательной манжеты и других мягких тканей между головкой и акромиальным отростком лопатки при их соударении. На начальных стадиях синдрома, обратимого и не имеющего осложнений, проводят консервативную терапию. Оперативное лечение, как правило, включает сразу несколько манипуляций: резекцию края акромиона, дебридмент измененной субакромиальной сумки, релиз клювовидно-акромиальной связки и резекцию остеофитов. Все эти манипуляции наиболее часто проводят артроскопически, так как этот доступ малоинвазивный и эффективный.

Этапы артроскопии плечевого сустава.

На этапе подготовки к операции оценивается здоровье пациента на основании данных анамнеза, лабораторных исследований и, при необходимости, дополнительных методов диагностики. В отсутствии противопоказаний назначают дату хирургического вмешательства. Анестезия при артроскопии, как правило, местная (спинальная или проводниковая), благодаря чему снижается риск осложнений, возможных при наркозе. Используют задний и передний доступ к полости плечевого сустава, рука при этом находится в положении отведения. Инструменты вводятся в суставную полость через два маленьких разреза. Артроскоп позволяет визуализировать структуры внутри сустава, увеличенное их изображение выводится на экран. После оценки состояния, выявления патологических областей, принимается решение о необходимости тех или иных лечебных манипуляций, которые доктор осуществляет в ходе этой же операции. После пациента перевозят в удобную палату, где его могут навестить близкие. Домой можно отправляться уже через 3-4 часа после операции.

Реабилитация.

Травматизация окружающих сустав тканей при артроскопии минимальна, благодаря этому периферический отек и ограничение в движении после оперативного вмешательства менее выражены и «уходят» гораздо быстрее, чем после открытых операций. Вероятность инфекционных осложнений гораздо ниже, чем при артротомии, поэтому прием антибиотиков назначают крайне редко. В раннем периоде к суставу прикладывают холод, при необходимости пациенту назначают прием противовоспалительных обезболивающих средств. После снятия швов для скорейшего выздоровления и во избежание возможных осложнений наазначается курс реабилитационных мероприятий.

Врач-реабилитолог подбирает индивидуальную комфортную и максимально эффективную программу, которая может включать в себя:

• Лечебный массаж.
  • Физиотерапию.
  • Кинезиотерапию.
  • Тейпирование, применение фиксаторов.
  • Механотерапию.

При соблюдении всех рекомендаций уже через 1-2 месяца возможно возвращение к активной жизни и профессиональному спорту.