Киста Бейкера. Диагностика и лечение кисты Беккера в СпортКлинике.

В нашей клинике вы получите точную диагностику и эффективное лечение кисты Бейкера коленного сустава.

Для получения более подробной информации и записи на консультации, свяжитесь с нами по телефонам: 295-50-65.

Киста Бейкера: понятие и причины возникновения

Объемные образование подколеннной области называют по-разному: грыжа, гигрома, киста Бейкера. Это связано с тем, что до сих пор у специалистов нет единого мнения о происхождении данной патологии. Есть мнение, что киста Бейкера – это грыжевое выпячивание синовиальной оболочки с жидкостным содержимым и подтверждают это тем, что она в большинстве случаев сообщается с суставной полостью. Другие же называют ее гигромой, придя к выводу, что это образование из воспаленной сумки полуперепончатой мышцы, расположенной в подколенной области. При данном варианте сообщения с полостью нет.

В. М. Бейкер, чьим именем названо данное образование, в 1877 году описал случаи наблюдения кисты подколенной области, и ее связь с другими патологиями сустава. Хотя и ранее ученые и врачи ее наблюдали, выдвигая различные теории ее происхождения, Бейкер был наиболее близок к истине. В действительности это явление встречается нередко, но обычно не является изолированным заболеванием, а чаще вторичным, и возникает вследствие хронического синовита, что, в свою очередь, может иметь место по причине имеющегося остеоартроза или перенесенной травмы сустава.

Причинами появления образования обычно считают травматические повреждения различных анатомических структур колена, но больше всего случаев ее обнаружения у больных с ревматоидным артритом, остеоартрозом, подагрой. Как правило, киста Бейкера – это одно из последствий хронического синовита (воспаления синовиальной оболочки) из-за постоянного скопления избыточной жидкости в полости сустава во время воспаления. Группой риска по этому заболеванию являются люди, ведущие «сидячий» образ жизни (водители, работники офисов), люди, носящие узкую, сдавливающую подколенную область одежду, спортсмены, подверженные травмам и микротравмам колена.

Симптомы

Киста Бейкера представляет собой плотное эластичное, подвижное при пальпациии объемное образование в подколенной области. Часто она никак не проявляет себя в течение многих лет. Размеры ее обычно не превышают 3 см, вследствие чего визуально патология не всегда может быть заметна. Первые симптомы – это дискомфорт в подколенной области, появление болевого синдрома обычно происходит после нагрузки. Также могут быть судороги, покалывания, онемение голени. При дальнейшем росте может сдавливать прилежащие сосуды (подколенную вену) и нервы, приводя к нарушению кровотока и иннервации голени, возникновению отека, тромбоза вен нижней конечности (одно из наиболее опасных осложнений). Осложненные формы данного заболевания – это расслоение кисты или ее разрыв, характеризующийся острой болью и требующий экстренного лечения. Именно поэтому не стоит недооценивать данную проблему и откладывать лечение даже при отсутствии выраженной симптоматики. Борьба с осложнениями заболевания займет гораздо больше сил и времени.

Диагностика кисты Беккера

Для определения заболевания врач проводит подробный осмотр колена пациента Необходимо также исключить инфекционное воспаление. Затем выполняют ультразвуковое исследование, которое является «золотым стандартом» при данной патологии . Иногда назначают МРТ или пневмосцинтиграфию. При сочетанной патологии коленного сустава часто назначают операцию - артроскопию, являющуюся как диагностической, так и лечебной манипуляцией в том числе и для данной патологии, в тех случаях, когда киста имеет сообщение с полостью сустава.

Лечение кисты Бейкера.

Консервативное лечение применяется, если образование малых размеров. Тогда в комплексной терапии лечат основное заболевание, вызывающее хроническое воспаление, например, остеоартроз или травмы. При таком лечении в кисте, сообщающейся с полостью сустава, больше не накапливается избыточная воспалительная жидкость, так как отсутствует и само воспаление в суставе. Ранее для избавления пациента от кисты применяли пункцию – ее прокалывали шприцем, жидкостное содержимое удаляли. Но при таком методе лечения высока частота рецидива, достигающая 50%. Повторные пункции могут привести к инфекционному воспалению сустава.

Радикальный способ лечения кисты Бейкера – ее хирургическое удаление. Оно обычно назначается при размерах более 5 см, неэффективности консервативного лечения, повторных пункциях более 3 раз. Операция переносится легко, восстановление после нее быстрое, и риск рецидивирования снижается до минимума. Хирургическое вмешательство, в зависимости от формы патологии проводят артроскопическим методом либо внесуставным эндоскопическим доступом. Артроскопически выполняют коагуляцию кисты, синовэктомию. Иногда при больших размерах выполняют открытую операцию по ее иссечению. Прогноз при проведении операции благоприятный, частота рецидивов снижается до минимума, а послеоперационное восстановление происходит быстро и легко. Курс реабилитационных мероприятий после артроскопии включает физиотерапевтические процедуры, кинезиотерапию, механотерапию, массажи. Все процедуры необходимо проводить под наблюдением специалистов, только они могут правильно оценить состояние пациента в динамике.