Внимание!

СпортКлиника приглашает на работу коммуникабельного и доброжелательного администратора.

Опыт работы в медицинских организациях приветствуется.

Болезнь Кенига. Рассекающий остеохондроз

В нашей клинике Вы получите эффективное лечение и реабилитацию при болезни Кенига - рассекающем остеохондрозе.

Для получения более подробной информации и записи на консультацию, позвоните нам по телефону: +7(812) 295-50-65.

Болезнь Кенига или рассекающий остеохондроз  коленного сустава – это заболевание, характеризующиеся ограниченным субхондральным некрозом суставной поверхности кости с образованием костно-хрящевого фрагмента и дальнейшей его миграцией в полость сустава. Говоря более простым языком, это заболевание при котором происходит постепенное отслоение участка хряща с подлежащей костью и его свободным перемещением в полости сустава.

Термин рассекающий остеохондрит или остеохондроз впервые предложил Franz Koenig в 1887 году, а в 1888 году была опубликована его работа «свободные внутрисуставные тела», где он предположил, что в основе заболевания лежит воспалительная реакция кости и суставного хряща.

Частота встречаемости болезни Кенига  составляет от 15 до 30 случаев на 100000 населения. Средний возраст пациентов от 10-20 лет.  Мужчины болеют в три-четыре раза чаще девочек. В 85% случаев наблюдается поражение медиального мыщелка бедренной кости.

На данный момент болезнь Кенига считается мультифакторным заболеванием. Существует несколько основных теорий: сосудистая (нарушение поступления крови из кости к хрящу), повторяющиеся микротравмы, наследственная предрасположенность, эндокринные нарушения,  нарушения роста костей, остеохондральные переломы и др.

Выделяют несколько стадий заболевания:

• 1 стадия – участок суставного хряща в зоне поражения размягчен, не имеет четких границ
  • 2 стадия – характеризуется появлением отчетливых границ патологически измененного хряща
  • 3 стадия – отмечается флотирование (неполное отслоение) хряща.
  • 4 стадия – фрагмент хряща с участком субхондральной кости отслаиваются и начинают свободно перемещаться в полости сустава.

Симптомы

Проявления заболевания зависят от ее стадии. На ранних стадиях возникает ощущения дискомфорта, незначительная болезненность,  появляющаяся после физической нагрузки. В дальнейшем боль принимает постоянный характер, и становиться более выраженной. При отделении фрагмента хряща,  возникает механическое препятствие свободному движению коленного сустава, т.е. ограничение движений, блокада коленного сустава.

Диагностика

Для диагностики болезни Кенига помимо осмотра врачом коленного сустава, важную роль играют дополнительные, инструментальные методы исследования, а именно :

1. Рентгенологический (информативен на 3-4 стадии заболевания) (см. Рисунок 4)
  2. Магнитно-резонансная томография(с в/в контрастированием) – высокоинформативный метод , позволяющий, с точностью до 1 мм, определить глубину и распространённость очага поражения. (см. Рисунок 5)

ЛЕЧЕНИЕ

Выбор метода лечения болезни Кенига зависит от возраста пациента и стадии заболевания. У молодых пациентов (до 18 лет) с незакрытыми зонами роста показано консервативное лечение, заключающиеся в ограничении осевой нагрузки,  использовании физиотерапевтических процедур и исключении физических нагрузок.

У пациентов старше 18 лет, показано хирургическое  лечение, в связи с малой эффективностью консервативного. Метод операции зависит от стадии заболевания. При начальных стадиях для улучшения кровоснабжения, участка повреждения, выполняется его рассверливание(drilling). На более поздних стадиях решается вопрос о фиксации поврежденного участка хряща или его удаление, с последующим замещением образовавшегося  дефекта различными трансплантатами.