Латеральный эпикондилит

В нашей клинике Вы можете получить эффективное лечение и реабилитацию при латеральном эпикондилите.

Латеральный эпикондилит (ЛЭ) – это хроническое воспалительно-дегенеративное заболевание, характеризующееся болевым синдромом. Оно относится к энтензопатиям – патологиям, возникающим в местах прикрепления сухожилий мышц, связок фасций к кости). В переводе с латыни эпикондилит означает воспаление надмыщелка, то есть выступающей части плечевой кости, к которой крепятся сухожилия и связки. У данной кости их два – наружный (латеральный) и внутренний (медиальный). Возникает чаще (в 95% случаев) в области наружного и именуется «теннисный локоть», так как чаще всего ей подвержены спортсмены, занимающиеся большим и настольным теннисом и бадминтоном. Воспаление в зоне внутреннего надмыщелка происходит гораздо реже и имеет название «локоть игрока в гольф». Также характерен для борцов и тяжелоатлетов. В наше время, помимо спортсменов, часто страдают люди, длительно работающие за компьютером, в том числе и из-за неправильной посадки на рабочем месте.

Ключевые моменты:

1. Является наиболее частым заболеванием при болях в локте с внешней стороны.
  2. Одинаково часто встречается у мужчин и женщин в возрасте 30-50 лет.
  3. Диагностика чаще всего клиническая, УЗИ исследование используется для подтверждения диагноза.
  4. План лечения зависит от симптомов их тяжести и стадии патологии. Оперативное вмешательство показано только пациентам имевшим неудачный опыт консервативного лечения.

Латеральный эпикондилит вызывает боль и функциональные ограничения из-за дегенеративных изменений волокон мышечных сухожилий (тендинопатии) разгибателей предплечья. Обычно встречается на людей среднего возраста и чаще всего страдает доминантная рука. Несмотря на множество доступных вариантов лечения, не существует единой модели лечения, которая смога бы помочь всем.

Причины развития.

Наиболее часто вызвано повторяющимися движениями, которые вовлекают мышцы запястья. Активность, создающая чрезмерный механический стресс, создаёт микронадрывы и инициирует дегенеративное развитие сухожилия разгибателей. У пациентов с хронической болью наблюдаются признаки некроза ткани и наличие регенерации. В прогрессивных стадиях тендинопатии наблюдается гибель клеток и дезорганизации в клеточной матрице. Коллаген первого типа заменяется третьим, это приводит к ослаблению сухожилия и снижает устойчивость к растяжению.

Нормальная структура коллагена 1-го типа в здоровом сухожилии

Дегенеративня тендинопатия

Дегенеративня тендинопатия - изменения коллагеновой матрицы, некроз ткани и замена коллагена первого типа на менее эластичный 3-й

Состояние обостряется при интенсивной и длительной работе мышц– они спазмируются, появляется локальное воспаление «зажатого» нерва с последующим нарушением его функции и ухудшением питания мышечных и других структур, ослаблением кровоснабжения. В результате происходит дегенеративно-дистрофические процессы, увеличивается вероятность возникновения травм. При травмировании участок повреждения замещается рубцовой тканью, которая еще более ослабляет сухожилие и нарушает его трофику. Возникают все новые травмы и усугубляются дегенеративные процессы.

Ниже перечислены факторы, которые способствуют появлению болезни:

• 1. Виды тенниса, бадминтон. Часто патология провоцируется неправильной техникой удара, поэтому крайне важно следить за ее исполнением (особенно при появлении первых симптомов).
  • 2. Другие виды спорта, когда идет напряжение мышц плеча и предплечья (бокс, гири, борьба).
  • 3. Работа маляра, каменщика, программиста, швеи, доярки и т. д.
  • 4. Изменения, вызванные пожилым возрастом.
  • 5. Сопутствующие болезни сосудистые, эндокринные.

Симптоматика.

Первые проявления, как правило, незначительны. Пациент испытывает периодический дискомфорт и неприятные ощущения после нагрузки плечевого сустава. Постепенно возникают и нарастают боли, которые беспокоят даже в состоянии покоя. Симптомы проходят самостоятельно в 90% случаях в течение 1-2 года.

• Болевая симптоматика носит определенный характер, похожа на жжение, достаточно интенсивная. Сначала она локализуется в области локтя, затем распространяется на предплечье и плечо. Есть вероятность возникновения отека. При латеральном эпикондилите боли возникают при разгибании кисти, при медиальном – при сгибании.
  • Важный симптом – мышечная слабость, невозможность выполнения некоторых движений, связанных с захватом, удержанием предметов.
  • Страдают функции всей конечности. Затруднено сгибание-разгибание предплечья, функции кисти и пальцев. Боли становятся нестерпимыми и длительными.

Клиническая диагностика

• Боль локализуется в передней или с внешней стороны латерального надмыщелка. Обычно отдаёт вдоль мышц разгибателей запястья. Может меняться по частоте и по силе. Дискомфорт усиливается при движении запястья и разгибании пальцев.
  • Диапазон подвижности редко ограничен, однако на поздних этапах боль усиливается при разгибании локтя и пронации кисти.
  • Слабость хвата также является дополнительным симптомом.
  • Специальные ортопедические тесты выполняются врачом травматологом ортопедом для подтверждения диагноза.

Диагностирование предполагает выполнение различных мероприятий (в зависимости от стадии и сложности эпикондилита). В частности:

• Консультация и осмотр у доктора, анализ жалоб, выполнение тестов.
  • Для исключения сторонних заболеваний осуществляют рентгенографию, которая определяет наличие кальциевых отложений около надмыщелка.
  • Ультразвуковое исследование – визуализирует размеры и точное местоположение связок.
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) – помогает рассмотреть воспаленные участки, определить локализацию процесса.
  • Консультация врача-невролога, проведение электромиографии.

Методы лечения латерального эпикондилита.

«Какой бы ни была стадия, такие методы как: модификация нагрузки, постепенная терапевтическая прогрессия и адаптация, должны являться основой лечения».

Латеральный эпикондилит

Цели включают в себя снижение боли, сохранение двигательной функции, укрепление силы и выносливости хвата и возвращение функциональности. Во время острой фазы лечение фокусируется на снижении болевой симптоматики и воспалительного процесса. Использование инъекций кортикостероидов исключается, пока не будет использован весь потенциал консервативных методик. Основой служит обучение, терапевтическая прогрессия нагрузки и её модификация. Индивидуально подобранные упражнения учитывают нагрузку, болезненные углы движения, силу, выносливость, предпочтения и особенности пациента. Эксцентрические упражнения (ЭУ) имеют самую высокую доказательную эффективность. ЭУ стимулируют восстановление матрицы коллагеновых структур и синтез коллагена, несут анальгетический эффект и улучшают толерантность сухожилия к физической активности.

Исправление биомеханики, мышечного дисбаланса и обучение двигательному контролю должно быть основой подобранных упражнений, чтобы исключить гиперактивность разгибателей запястья и компенсации в функциональности верхней конечности. Самостоятельный массаж и растяжка сухожилия, как правило, ограничиваются, так как могут усиливать компрессию и трение, оказывающие на него негативное влияние. Использование ударно-волновой терапии и других процедур имеет среднюю степень доказательности и применяется в первые 4-6 недель в качестве дополнительной физио поддержки. На каком бы этапе развития не находилась тендинопатия, модификация нагрузки и достижение толерантности ткани должно быть основным принципом лечения латерального эпикондилита.

• Важно ограничить функциональность страдающей руки. Спортсменам прервать тренировки. Так можно скорее снять спазм мышц и воспаление, избежать повторных микротравм.
  • Врач прописывает противовоспалительные препараты, что снижает боль и отек. Иногда необходимо применение глюкокортикостероидов помимо НПВС. Дополнительно по необходимости назначают миорелаксанты.
  • В область надмыщелков вводят инъекционно противовоспалительные препараты, обогащенную тромбоцитами плазму.
  • На начальном этапе рекомендуют периодически прикладывать холод для снижения болевых ощущений.
  • Тейпирование и ортезы – хорошие помощники на пути к выздоровлению – они ограничивают повороты руки, способствуют снижению и способствуют меньшей травматизации.
  • Физиотерапевтические процедуры (магнитотерапия, ударно-волновая терапия, электрофорез, электромиостимуляция, иглорефлексотерапия) применяются курсами в комплексе с противовоспалительной терапией.
  • Лечебная физкультура назначается после устранения болевого синдрома для восстановления функции верхней конечности.

После прохождения лечения важно соблюдать лечебно-охранительный режим во избежание рецидивов воспаления и повторных травм.

Артроскопия локтевого сустава

При запущенных случаях, когда консервативное лечение не дает ожидаемого результата, может быть рекомендовано хирургическое вмешательство. Наиболее щадящим методом является артроскопическая операция. Она позволяет максимально сохранить окружающие ткани и провести удаление пораженных участков, а затем восстановление фиксации мышц. Выполняют санацию в области повреждения, устранение фиброзных образований, спаек, освобождение нервов от сдавления. Реабилитация после артроскопии происходит быстрее, чем после открытого доступа. При этой операции меньше риск повреждения нервов и сосудов благодаря хорошей визуализации всех структур. Сразу после операции рука подлежит иммобилизации, то есть ношению ортеза. Реабилитационные мероприятия начинают спустя 1-2 недели. Они включают физиотерапию, ношение фиксаторов, тейпирование, кинезиотерапию. Результаты комплексного лечения при данной патологии оптимистичны: к пациентам возвращаются функциональность и безболезненные движения.

Наши специалисты всегда готовы Вам помочь!
Звоните нам по телефону +7(812)295-50-65.