Особенности лечения артроза тазобедренного сустава. Коксартроз.

Особенности течения болезни и отличительные черты.

По частоте встречаемости коксартроз (артроз тазобедренного сустава) занимает второе место среди всех дегенеративных заболеваний суставов. Протекает тяжело, с потерей трудоспособности пациента и инвалидизацией при отсутствии своевременного лечения. Как и любой другой, имеет хроническое течение, с постепенным прогрессированием. При этом наиболее часто к специалистам обращаются тогда, когда одна консервативная терапия может быть неэффективна. Именно поэтому знание этой проблемы и использование возможностей профилактики важно для предотвращения увеличения количества больных с данной патологией.

Причины.

Коксартроз не является наследственным, однако может возникать и в молодом возрасте. Причины же могут быть врожденные и приобретенные.

К врожденным относятся:

• Врожденный вывих бедра.
  • Дисплазия тазобедренного сустава.
  • Нарушения обмена веществ.
  • Наследственные заболевания соединительной ткани.

К приобретенным причинам можно отнести:

• Травматические повреждения.
  • Нарушения эндокринной системы.
  • Инфекционные поражения суставов (в т.ч. ревматоидный артрит).
  • Асептический некроз головки бедра.

К предрасполагающим факторам также можно отнести:

• Нагрузки на суставы у профессиональных спортсменов.
  • Избыточный вес.
  • Нарушения кровообращения.
  • Возрастные изменения.
  • Гиподинамия.
  • Сколиоз, разная длина нижних конечностей.

Симптомы.

В зависимости от степени развития симптомы и их выраженность разнятся. Выделяют следующие стадии заболевания:

Первая стадия коксартроза

Пациенты могут предъявлять жалобы на периодически возникающие боли в области тазобедренного сустава, возникающие, как правило, после физической нагрузки или длительной ходьбы. Уже на этом этапе рентгенологически, выявляется уменьшение толщины суставного хряща, уплотнение костной ткани. УЗИ исследование может показывать умеренное утолщение синовиальной оболочки, признаки синовита, деформация субхондральной пластинки бедренной кости. Важно начать консервативное лечение и профилактику дальнейшего прогрессирования патологии. Требуется установить причину возникновения коксартроза и, по возможности, устранить ее. Также проводят медикаментозную терапию противовоспалительными препаратами перорально и внутрисуставно, инъекции гиалуроновой кислоты, PRP-терапию. Цель реабилитационных мероприятий - разгрузка сустава.

Вторая

Болевой синдром возникает при ходьбе и нагрузке и сохраняется после нее некоторое время, наблюдаются ограничения подвижности в суставе (отведения, ротации). Рентген показывает неравномерное сужение суставной щели, появление остеофитов, УЗИ диагностирует синовит, деструктивные изменения головки бедренной кости. Помимо терапии, нацеленной на уменьшение синовита и облегчения состояния в виде пероральных и инъекционных введений препаратов, может быть рекомендована артроскопическая операция с целью восстановления двигательной функции и устранению внутрисуставных патологических образований (остеофиты, измененная синовиальная оболочка, хрящевые фрагменты).

Третья стадия

Боли носят постоянный характер. Помимо области тазобедренного сустава иррадиируют в пояснично-крестцовую область, ногу, колено. Появляется хромота. Двигательная активность сильно ограничена. На рентгене можно обнаружить сужение суставной щели, дисконгруэнтность суставных поверхностей, изменения головки тазобедренной кости, субхондральные кисты, экзофиты. Требуется хирургическое вмешательство – эндопротезирование. Если операция отсрочена или невозможна, назначается лечение, направленное на облегчение состояния.

Методы лечения коксартроза.

Лечение этого непростого заболевания проводит врач-ортопед. Чем раньше к нему обратиться, тем больше шансов замедлить процесс. Терапия коксартроза курсовая, пожизненная; рекомендуется с определенной периодичностью наблюдаться у врача. По возможности, устраняются или снижается воздействие провоцирующих факторов. В связи с этим может быть произведена коррекция образа жизни. Симптоматическое лечение направлено на снижение болевой симптоматики, частоты обострений, улучшения функций. Консервативное лечение показано на всех этапах. Хирургическое, как правило, со второй стадии. Реабилитационные мероприятия (ЛФК, физиотерапия, массаж) сопровождают лечение. Из дополнительных мероприятий пациенту в начале развития болезни предлагают умеренные занятия спортом, улучшающие кровообращение в тазобедренном суставе и не перегружающие его. Например, занятия в бассейне, беговые лыжи. В запущенных случаях необходимо разгружать больной сустав и использовать дополнительную опору при ходьбе.

Видео упражнений, выполняемых при заболеваниях тазобедренного сустава

Внимание! Все упражнения можно выполнять только после консультации со специалистом!

Так как объем и порядок выполнения зависит от вида повреждений, индивидуальных особенностей организма, и уже проведенного лечения и реабилитации.

Упражнения при боли и ограниченности в тазобедренном суставе

На видео пример прогрессирующих упражнений для укрепления мышц тазобедренного сустава, развития баланса и мобильности.

Укрепление ягодичных мышц

Данные упражнения направлены на укрепление ягодичных мышц слева. Это стабилизирует тазобедренный сустав и, соответственно, таз относительно ноги.

В нашей клинике Вы можете получить эффективное лечение коксартроза на любом этапе развития деформации тазобедренного сустава.