СпортКлиника заняла первое место в номинации "Травматология и ортопедия" в рейтинге лучших частных клиник Санкт-Петербурга 2018 года.

Артроскопия коленного сустава

В нашей клинике артроскопию суставов проводят одни из самых лучших специалистов России и Европы, успешно выполнившие десятки тысяч артроскопических вмешательств за последние 30 лет.

Артроскопия коленного сустава – это малоинвазивный метод хирургического вмешательства, посредством которого осуществляют обследование внутренней части сустава, диагностику его повреждений и заболеваний, а также его лечение. Данный метод является одним из самых передовых и современных, а потому применяется в самых лучших клиниках мира.

Его неоспоримое преимущество заключается в том, что врач не делает разреза и не открывает суставную часть колена полностью – вместо этого делается только два небольших прокола, через которые вводятся хирургические инструменты и специальный прибор – артроскоп. Время восстановления после такой операции значительно меньше, чем после классической.

История возникновения.

Первая артроскопическая операция была проведена японским специалистом Кэндзи Такаги в 1919 году, однако о возможности её проведения впервые заявили ещё за семь лет до этого – на Конгрессе хирургов в Берлине в 1912 году (именно на этом Конгрессе известный датский врач Северин Норденфорт рассказал о своих исследованиях в данной области).

Среди докторов, которые также внесли большой вклад в развитие артроскопических исследований, можно выделить Ойгена Бирхера, опубликовавшего немало трудов с информацией о необходимости диагностики и лечения травм колена посредством артроскопических мероприятий. Первый же артроскоп был создан докторами Хешмат Шахриари и Масаки Ватанабэ – со временем он претерпел немало изменений, и теперь пациенты могут пользоваться его наиболее технологичной и эффективной его версией.

В Санкт-Петербурге (в то время Ленинграде) впервые артроскопическая операция была успешно выполнена на коленном суставе в НИИ травматологии и ортопедии им.Вредена в 1986 году профессором Кузнецовым Игорем Александровичем, на сегодняшний день - главным врачом СпортКлиники.

Показания к проведению.

Среди показаний к применению данного способа чаще всего встречаются:

• Повреждения и разрывы менисков;
  • Передней крестообразной связки;
  • Разрывы сухожилий;
  • Некоторые виды артрозов и артритов.

Артроскопия осуществляется как с целью диагностики, так и лечения. Именно в процессе диагностического обследования с помощью артроскопа возможна постановка диагноза и немедленное проведение операции. Т.е. диагностирование и лечение осуществляется за один сеанс.

Травмы мениска. Симптомы.

Различные травмы мениска характеризуются следующей симптоматикой:

• Сильная, резкая боль внутри колена;
  • Появление характерного щелчка (при разрыве);
  • Болезненные ощущения при сгибании/разгибании конечности;
  • Потеря тонуса передней бедренной мышцы;
  • В процессе нагрузки ноги – появление прострелов;
  • Значительное ограничение движений;
  • Отёчность.

Признаки повреждения ПКС.

Что касается травмирования передней крестообразной связки, то ее можно распознать по следующим признакам:

• Физическое ощущение наличия сдвига, нестабильность при движении;
  • Снижение или, напротив, увеличение подвижности сустава;
  • Появление отёка в течение суток после травмы;
  • Резкая боль, которая длится некоторое время после травмы, а потом снижается;
  • Усиление симптоматических показателей при совершении конечностью движений.

Проведение артроскопии.

Артроскопическое вмешательство можно представить следующими этапами:

1. Подготовка.

На этой стадии проводится медицинский осмотр пациента, который также сдаёт анализы крови и мочи, в некоторых случаях проходит рентгенографию или электрокардиограмму. По результатам осмотра и консультации устанавливается необходимость артроскопии.

2. Операция

Перед артроскопией больному делают местную анестезию.

Ногу фиксируют специальными креплениями в определённом положении, получая тем самым доступ к необходимому участку, и в некоторых случаях перетягивают жгутом. После всех подготовительных мер делается первое отверстие, для введения артроскопа.

Далее делается второе отверстие с противоположной стороны – через него суставную часть промывают и вводят другие необходимые хирургические инструменты.

3. Реабилитация.

Реабилитация после артроскопии колена проходит значительно быстрее, нежели после классического оперативного вмешательства. Иногда пациент возвращается домой уже в тот же день.

Тем не менее, во избежание различных осложнений, нужно пройти курс восстановления, который, в свою очередь, может включать следующие мероприятия:

• Лечебный массаж, лимфодренаж;
  • Физиотерапия, электростимуляция;
  • Специальная мышечная гимнастика;
  • Ношение бинтов, компрессионной одежды.

Сравнение артроскопии и обычной операции на коленном суставе.

АртроскопияОбычная операция

Опыт проведения

Впервые об артроскопии заговорили около одного столетия назад, но активно применяться она стала около 30-40 лет назад. За этот период было проведено несколько сотен тысяч операций, поэтому говорить о недостатке мирового опыта не приходится.

Еще несколько тысячелетий тому назад люди стали прибегать к оперативным вмешательствам, чтобы улучшить качество своей жизни. Классическая хирургия коленного сустава применяется во всех странах мира, в России она преимущественно используется в бесплатной медицине.

Травматичность

Делается два небольших надреза, благодаря чему окружающие сустав ткани практически не травмируются. Надрезы совсем маленькие – ровно такие, чтобы сквозь них в суставную полость мог пройти артроскоп (специальная трубка с мини-камерой высокого разрешения на конце) и хирургические инструменты.

Сустав открывается полностью, поэтому травматичность этого метода оценивается как высокая. По окончании процедуры рассеченные края сшиваются, швы снимаются по мере заживления.

Эффективность

Благодаря камере информация выводится на экран в режиме реального времени в высоком разрешении, и доктор может внимательно рассмотреть пораженные участки в увеличенном размере. Итог – возможность быстро принять решение и приступить к лечению. На сегодня это одна из наиболее результативных методик.

Как правило, открытая операция дает хороший результат, так как сустав открывается целиком, и врач имеет доступ ко всем элементам. Чтобы заранее знать, какие манипуляции потребуются, специалист проводит рентгенографию, компьютерную томографию или МРТ.

Анестезия

В большинстве случаев достаточно местной анестезии, это является большим преимуществом, так как операцию без опасений могут делать люди, у которых имеются проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Необходим общий наркоз. Если у вас есть противопоказания, обязательно сообщите об этом лечащему специалисту.

Реабилитация

Пациент может отправляться домой уже в день проведения (иногда это происходит спустя 1-2 суток). Восстановление быстрое и комфортное, требуется курс из лечебной гимнастики и физиотерапевтических процедур. Возвращение спорт допустимо спустя несколько недель.

Восстановление длится долго, вернуться к обычной жизни получится лишь спустя 3-4 месяца (иногда позже).

Эстетика

После заживления по бокам от коленной чашечки остаются два маленьких следа, практически незаметных.

На колене остается довольно крупный шрам. Убрать его удастся спустя время с помощью лазера.

Диагностика

Артроскопия является одновременно и лечебной манипуляцией, и диагностической. То есть, прямо в процессе ее проведения ставится диагноз и принимается решение о том, какие действия выполнять. Иногда осуществляются предварительные диагностические мероприятия – МРТ, КТ и другие.

Диагностика осуществляется до начала процесса.

Видео по артроскопии при разрыве мениска коленного сустава.

На данном видео вы можете увидеть артроскопические манипуляции при разрыве медиального мениска.

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.71 (7 Голосов)
Вернуться в раздел: Артроскопия суставов

Еще статьи на тему артроскопии:

Сравнение артроскопии и классической операции на коленном суставе

В последние годы классические открытые операции на коленных суставах стали проводить все реже – на смену им пришла новая технология, прочно укрепившаяся во всех ведущих клиниках.

Артроскопические операции более щадящие для пациента, позволяют экономить и время, и деньги, и нервы по сравнению с хирургией колена классическим (открытым) доступом – артротомией.

Восстановление крестообразной связки при помощи артроскопической операции

Передняя и задняя крестообразные связки выступают опорными элементами коленного сустава и нижней конечности в целом. Разрыв или иное их повреждение приводит к появлению нестабильности, быстрому «изнашиванию» окружающих тканей. Основная задача артроскпии – возвращение пациенту двигательных функций, быстрая реабилитация и предупреждение осложнений.