Вывих надколенника

Строение и функции надколенника.

Надколенник – крупная сесамовидная (расположенная в толще сухожилия) кость, которая находится в переднем отделе коленного сустава. Иначе его именуют «коленная чашечка». Он покрыт хрящевой тканью с внутренней стороны, обращенной к суставной полости. К нему прикреплены сухожилия мышц, надколенные связки, а также кнутри от него отходит связка, которая крепится к бедренной кости. Основная функция – защитная (закрывает собой структуры сустава с передней поверхности), а также стабилизирующая (предотвращает смещение большеберцовой и бедренной кости относительно друг друга).

Особенности вывиха надколенника

Вывих надколенника – это довольно распространенное повреждение, возникающее в результате падения на колено или при ударе, как правило, при наличии соответствующих анатомических особенностей. Обычно происходит в наружную (латеральную) сторону. При этом может случиться разрыв собственной связки надколенника, нарушение хрящевых структур. Факторы, которые располагают к возникновению патологии, довольно часто остаются незамеченными до непосредственно самого инцидента, и никоим образом не проявляют себя. Наиболее часто травмы происходят в молодом возрасте, преимущественно у представительниц женского пола. Это связано с особенностями коленного сустава. Больше подвержены вывиху люди с имеющейся вальгусной деформацией нижних конечностей (х-образные) или дисплазией соединительной ткани.

Причины.

Строение надколенника

Среди наиболее подверженных травме – те, кто ведет активный образ жизни, занимается спортом и испытывает серьезные физические нагрузки. Самыми распространенными механизмами является падение на колени, боковой удар в область сустава и резкое разгибание голени.

К располагающим причинам такого вида травмирования относят:

• Разрыв мениска.
  • Аномалии в развитии надколенной впадины.
  • Слабые связки и мышцы в данной зоне.
  • Слишком высокое положение надколенника.
  • Дисплазия.
  • Артроз суставной части колена.
  • Вальгусная деформация.
  • Перенесенные травмы.
  • Кровоизлияние в суставную полость.

Основные разновидности смещения надколенника

Виды вывиха надколенника

В медицине известны такие типы как травматический и врожденный вывих, кроме того, принято выделять острую и хроническую (застарелую) формы. При периодическом повторении такой травмы говорят о привычном типе повреждения.

Кроме того, различия есть и в зависимости от направления смещения:

• Вертикальный – разворот происходит вокруг своей оси по горизонтали и сопровождается вхождением в суставную щель.
  • Ротационный, когда «чаша» разворачивается по вертикальной оси.
  • Боковой – случается при падении и сильном ударе по боковой поверхности колена, сопровождается смещением надколенника в сторону (наиболее распространенный).

Симптоматика представлена следующими проявлениями:
  • Острые болезненные ощущения.
  • Деформация колена в результате смещения.
  • Отечность, наличие гематомы.
  • Тугоподвижность, ограниченность амплитуды при совершении сгибания/разгибания конечности или полная утрата способности к движению в суставе (колено находится при этом в согнутом положении).
  • Аномальное расположение надколенника, которое ощущается при пальпации.

Транспортировку такого пациента в лечебное учреждение лучше осуществлять с иммобилизацией ноги том положении, в котором она находится, и с наложением холода для обезболивания и уменьшения отека.

Лечение вывиха надколенника

Существует несколько методов лечения.

Консервативное лечение

Подвывих и вывих надколенника

Консервативное лечение применяются в случае однократного травматического вывиха без значительных повреждений:

• Руками врач производит вправление и выравнивание надколенника с применением анестезии.
  • Производится посредством пункции устранение кровоизлияния, при необходимости процедуру повторяют.
  • Во избежание нарастания отека и с целью обезболивания после вправления некоторое время рекомендуют приложить холод, при необходимости – пероральный прием противовоспалительных препаратов.
  • В ранний период восстановления после травмы рекомендовано ношение ортеза либо лонгеты.
  • Кинезиотерапия, механотерапия.
  • Физиотерапевтические процедуры.

Динамические нагрузки назначают и увеличивают по мере уменьшения отечности.

Артроскопия коленного сустава

Операция при вывихе коленного сустава

Операция выполняется по показаниям. Это может быть повторный вывих, повреждение связок и хряща, влияющие на функции сустава. Операция является щадящей, при ней не осуществляется большого разреза, доступ обеспечивается небольшими входными отверстиями для артроскопа и хирургических инструментов. Изображение с камеры артроскопа выводится на экран, производится обследование поврежденных участков специалистом. После чего выполняются все необходимые хирургические манипуляции. Производят фиксацию надколенника, устраняют оторвавшиеся частицы хряща, выравнивают внутреннюю поверхность надколенника, выполняют санацию суставной полости и устранение гематом.

Реабилитация после вывихов коленной чашки

Восстановление после артроскопической операции ввиду ее малоинвазивности происходит достаточно быстро. Однако и в этом случае необходимо строгое соблюдение рекомендаций врача. Первое время после операции может быть рекомендовано использование ортезов или фиксаторов. Может быть рекомендован курс внутрисуставных инъекций гиалуроновой кислоты. Физиотерапия способствует скорейшему восстановлению тканей сустава и мышц. По мере снижения отека сустава постепенно увеличивают его двигательную активность. Назначают кинезиотерапию и механотерапию. Пациенты после курса реабилитационных мероприятий довольно быстро возвращаются к привычной жизни, а спортсмены – к тренировкам.

Для диагностики и эффективного лечения вывихов и других травм обращайтесь в нашу клинику!