Болезнь Кенига. Рассекающий остеохондрит

В нашей клинике Вы получите эффективное лечение и реабилитацию при болезни Кенига - рассекающем остеохондрите коленного сустава.

Для получения более подробной информации и записи на консультацию, позвоните нам по телефону: +7(812) 295-50-65.

Рассекающий остеохондрит коленного сустава, именуемый болезнью Кенига – это патология, локализующаяся на суставной поверхности бедренной кости, при котором в результате асептического некроза постепенно отслаивается участок хряща вместе с костной пластиной, в дальнейшем может перемещаться в суставе с нарушением его функции. Термин рассекающий остеохондрит ввел Франц Кениг в 1887 году, который предположил, что причиной заболевания служит воспалительный процесс суставных структур.

На данный момент нет единого мнения об этиологии данного заболевания. В основе может лежать генетическая предрасположенность, травмы, нарушения кровоснабжения сустава, эндокринные заболевания. Болеют чаще всего молодые люди мужского пола. Поражение приходится, как правило, на область медиального (внутреннего) мыщелка бедренной кости. Прогрессирует болезнь довольно быстро, поэтому своевременное обращение к специалисту и качественная диагностика могут сыграть решающую роль в будущем прогнозе. Выделяют следующие этапы развития заболевания.

Выделяют несколько стадий заболевания:

• 1 стадия – очаг поражения формируется. Пациент может жаловаться на болезненность в области внутренней поверхности колена, возможно присутствие локального отека, при обследовании выявляется изменение структур хряща, его неоднородность, наличие дефекта.
  • 2 стадия – характеризуется появлением отчетливых границ патологически измененного хряща, костно-хрящевого дефекта, в суставе обнаруживается воспалительный выпот. Клинически боль усиливается, отчетливо локализована, отек наблюдается чаще.
  • 3 стадия – происходит неполное отслоение хряща, его подвижность, захватывающее субхондральный слой кости. При этом могут возникать нарушения функции сустава.
  • 4 стадия – пораженный участок полностью отделяется и начинает свободно передвигаться внутри суставной полости, что может вызвать так называемое «заклинивание» сустава.

Симптомы рассекающего остеохондрита

Болевой синдром, как правило, локализуется в медиальной области коленного сустава, при начальных стадиях возникает периодически, после физических нагрузок. Впоследствии носит постоянный характер. При возникновении синовита, появлении воспалительного выпота, боли носят разлитой характер. Отделение фрагмента хряща вызывает нарушение функции сустава, его блокировку. Чем раньше человек обращается за помощью при возникновении симптомов, тем благоприятнее исход заболевания.

Диагностика

Осмотр специалиста, тщательный сбор анамнеза, проведение тестов позволяют заподозрить данную проблему. Для определения локализации пораженного участка, степени и глубины поражения используют инструментальные методы диагностики. Применяется:

1. Рентген-диагностика, в том числе КТ (компьютерная томография).
  2. Лечебно-диагностическая артроскопия.

Лечение болезни Кенига

При возрасте пациента до 20 лет еще не закрыты зоны роста бедренной кости, поэтому возможно восстановление участка поражения и без хирургического вмешательства. При выявлении заболевания в раннем периоде рекомендуют противовоспалительную терапию, ограничение нагрузок, методы физиотерапии. В более старшем возрасте, а также при более поздних стадиях заболевания применяют хирургический метод лечения. Артроскопический метод лечения позволяет выполнить все необходимые манипуляции, и при этом минимально затрагивает окружающие сустав ткани. При ранних этапах заболевания лечение направлено на то, что некротизировавшийся участок удаляют и замещают его вновь образованной тканью, для этого применяют туннелизацию или микрофрактуринг (перфорирование хряща и кости до зон, обеспечивающих регенерацию в области повреждения). Дополнительно применяют его рефиксацию. При четвертой стадии заболевания свободное внутрисуставное тело удаляют, затем выполняют удаление некротизировавшихся зон, выравнивание краев хряща и микрофрактуринг. При боле глубоких и обширных поражениях применяют мозаичную костно-хрящевую аутопластику с использованием цилиндрических участков собственных, менее нагружаемых зон хряща у оперируемого человека.

Реабилитация

В послеоперационном периоде рекомендовано ранняя двигательная активность. Выздоравливающему назначают комплекс физических упражнений (ЛФК), физиотерапевтические процедуры (УВЧ, электромиостимуляцию, магнитотерапию), массаж. Прогноз, как правило, благоприятный, при соблюдении рекомендаций специалистов пациенты в скором времени возвращаются к прежнему активному образу жизни.