Болезнь Паннера. Рассекающий остеохондроз.

В нашей клинике Вы получите эффективное лечение и реабилитацию при рассекающем остеохондрите локтевого сустава.

Для получения более подробной информации и записи на консультацию, позвоните нам по телефонам: +7(812) 295-50-65.

Болезнь Паннера или рассекающий остеохондрит головки мыщелка плечевой кости, впервые описана в 1929 году датским рентгенологом Panner H. J. Суть заболевания в том, что происходит некроз фрагмента головки с последующим его отслоением и отделением в суставную полость. Обычно проявляется в подростковом возрасте. Наиболее подвержены заболеванию спортсмены, у которых происходят интенсивные нагрузки на локоть (метательные виды спорта, теннис, спортивная гимнастика и другие). Локтевой сустав образуется посредством соединения трех костей - плечевой, локтевой и лучевой. Состоит из трех простых суставов, заключенных в общую капсулу: плечелоктевой, плечелучевой и проксимальный лучевой. При этом заболевании патологический процесс затрагивает плечелучевой сустав, который образован головкой мыщелка плечевой и головкой лучевой кости. Сочленение находится с латеральной (наружной) стороны локтевого сустава, что и определяет локализацию болей. Болезнь Паннера считается мультифакторным заболеванием. На данный момент существуют несколько теорий причин возникновения, но основная из них – возникновение вследствие травм (множественных микроповреждений) и длительное воспаление, даже маловыраженное. Также среди причин называют наследственную предрасположенность, эндокринные нарушения, проблемы кровоснабжения и другие. .

Выделяют несколько стадий данного заболевания:

• Первая стадия – участок суставного хряща в зоне поражения размягчен, не имеет четких границ, на рентгене можно увидеть изменения субхондральной кости, нарушения кровообращения в данной области
  • Вторая – характеризуется появлением отчетливых границ патологически измененного хряща и кости
  • Третья – отмечается флотирование (неполное отслоение) хряща, при этом страдает и функция сустава.
  • Четвертая стадия – фрагмент хряща с участком субхондральной кости отслаивается и начинает свободно перемещаться в полости сустава (так называемая «суставная мышь») Возникает нарушение двигательной функции, блокировка.

Симптомы болезни Паннера.

Проявления патологии зависят от ее стадии. На ранних этапах возникает ощущения дискомфорта, незначительная болезненность, локализующаяся с наружной стороны локтя, появляющаяся после физической нагрузки. В дальнейшем болезненные ощущения носят постоянный характер, возникает затруднение разгибания. При обострениях боль распространяется на весь сустав, появляется отек, воспалительный выпот в суставную полость. Пораженный участок постепенно отделяется, его частичное отслаивание может вызвать затруднения при движении, усиление болей. В дальнейшем при полном отделении фрагмента хряща, возникает «блокада» локтевого сустава, то есть ограничение движения, вплоть до полного его отсутствия.

Диагностика.

Пациент при осмотре специалистом обычно жалуется на болезненность при пальпации латеральной области локтевого сустава. Диагностические тесты при осмотре позволяют специалисту более четко определить область поражения. Инструментальные методы более точно диагностируют локализацию процесса и его выраженность. Основную роль в диагностике данного заболевания играет рентгенография и магнитно-резонансная томография, благодаря которым можно установить стадию болезни, от чего в дальнейшем будет зависеть и тактика лечения. В некоторых случаях назначают диагностическую артроскопию, во время которой можно сразу же провести и все необходимые лечебные мероприятия. Такое лечение является наиболее радикальным и эффективным, при этом восстанавливаются пациенты после артроскопий в довольно короткий промежуток времени.

Лечение рассекающего остеохондрита локтевого сустава

На начальном этапе назначается консервативное лечение, суть которого сводится к фиксации локтевого сустава, исключении физических нагрузок и назначении противовоспалительных препаратов. Учитывая, как правило, молодой возраст пациентов с данной патологией, регенерация тканей в месте поражения при отсутствии нагрузки происходит в короткие сроки. Если же консервативная терапия результатов не принесла и сохраняется болевой синдром или произошло отделение хрящевого участка, то показано оперативное лечение, заключающееся в рефиксации поврежденного фрагмента или его удалении. После удаления проводят артропластику, в случае рефиксации – микрофрактуринг (перфорирование хряща и кости, ускоряющее регенерацию за счет клеток крови и костного мозга). При хирургическом методе лечения рецидивы заболевания крайне редки.

После артроскопии пациенты восстанавливаются достаточно быстро. Курс реабилитации подразумевает занятия лечебной физкультурой, физиотерапевтические процедуры, массаж. При соблюдении рекомендаций врача спортсмены в скором времени возвращаются к тренировкам в привычном режиме.