Лечение боли в коленном суставе

В нашей клинике Вы получите эффективное лечение коленного сустава любого уровня сложности, вплоть до оперативного вмешательства.

Для получения более подробной информации и записи на консультацию, позвоните нам по телефону +7(812) 295-50-65.

Коленный сустав подвергается высоким нагрузкам, а также наиболее часто травмируется. Именно поэтому патологии колена – самые распространенные среди других суставов. Боль – основное и обычно первое проявление данных болезней. На нее пациенты на приеме у травматолога предъявляют жалобы в первую очередь.

Особенности анатомии коленного сустава

Строение коленного сустава имеет ряд особенностей, которые с одной стороны, обеспечивают его функции, с другой – расширяют спектр патологий. В его образовании участвует не только верхняя поверхность большеберцовой кости и мыщелки бедренной кости, но и надколенник – сесамовидная кость, находящаяся в толще сухожилия и способствующая его защите спереди и стабилизации. Между суставными поверхностями находятся мениски – хрящеподобные амортизирующие образования серповидной формы, улучшающие скольжение и защищающие суставные хрящи. В полости сустава расположены крестообразные связки (задняя и передняя). Они выполняют функцию стабилизации. И мениски, и крестообразные связки, и надколенник – это структуры, которые травмируются чаще всего.

Наиболее распространенные причины

Причины многообразны. Иногда их может быть несколько, и они взаимосвязаны. Специалист ставит диагноз на основе осмотра, сбора анамнеза, проведения тестов. В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные, инструментальные методы обследования, например, ультразвуковая диагностика, рентгенологическое исследование, магнитно-резонансная томография, в некоторых случаях – диагностическая артроскопия, которая позволяет не только наиболее точно выявить очаг патологии, но и тут же устранить его. Обычно болевые ощущения вызваны травмами. Острое травматическое повреждение, как ушиб, вывих, обычно, не остается незаметным. В таком случае своевременное оказание помощи пациенту, противовоспалительная терапия и наблюдение специалиста, позволяют избежать отдаленных последствий травмы, таких, как синовит, остеоартроз, являющимися причинами хронической боли в колене.

Повреждаются, как правило:

• мениски (чаще латеральный – может возникнуть полный или частичный разрыв, часто травма сочетается с повреждением крестообразных связок, так как в основе обеих лежит смещение голени относительно бедра);
  • крестообразные связки (чаще передняя - происходят разрывы);
  • надколенник (подвергается вывиху, повреждению хряща);
  • суставные хрящи (травма обычно случается одновременно с повреждением мениска);
  • боковые связки (повреждаются чаще при боковых ударах).

Более коварны в отношении развития болевой симптоматики и хронических процессов в колене множественные микротравмы, возникающие в результате объемно-силовой перегрузки сустава. Неправильно рассчитанная нагрузка во время тренировки без контроля опытного тренера, недостаточная разминка перед спортивными занятиями – вот факторы риска, способствующие множественным микротравмам и развитию хронического болевого синдрома.

Нетравматическое происхождение болей (здесь также травмы могут иметь значение, однако, в отдаленном периоде) может быть вызвано:

• остеоартрозом (дегенеративное заболевание суставных поверхностей);
  • дисплазией (чаще связана с врожденной патологией);
  • хондромаляцией надколенника (страдает хрящ и суставная поверхность кости);
  • болезнью Кенига;
  • кистой Бейкера (может являться следствием хронического синовита), и многие другие.

Лечение болей в коленном суставе

Лечение болей начинается с комплексного обследования. При определении заболевания врач выбирает тактику ведения пациента: консервативную или оперативную. Консервативное лечение включает симптоматическую терапию, направленную на снижение воспаления (прием нестероидных противовоспалительных средств, наружная терапия, временная фиксация, физиотерапия), улучшению функций сустава, а также этиопатогенетическую, то есть направленную на устранение причин болезни (инъекции гиалуроновой кислоты введение обогащенной тромбоцитами плазмы). Хирургическое лечение, как правило, является более радикальным и дает более быстрый результат. Операции на коленном суставе проводят артроскопическим и открытым доступом (артротомия). При этом именно артроскопия является «золотым стандартом» при лечении большинства патологий колена, так как является щадящей операцией и позволяет легко и быстро восстановиться после нее.