Лечение артритов в ортопедии

В нашей клинике Вы получите точную диагностику и эффективное лечение при артрите суставов.

Для записи на консультацию, позвоните нам по телефонам: +7(812)295-50-65.

Что такое артрит?

Артрит – общее название для воспалительных заболеваний суставов. Это может быть симптом, фаза развития заболевания, либо обособленный процесс вследствие инфицирования суставной полости. В любом случае артрит сопровождается одними и теми же характерными признаками, а следствием его могут стать прогрессирующие дегенеративные изменения в суставе, приводящие к снижению его функции и инвалидизацией пациента.

Классификация

Классификация артритов в зависимости от причины его возникновения включает множество разновидностей:

1. Септический артрит – это воспалительный процесс, из-за проникновения инфекции внутрь суставной полости. Такое может произойти при открытых травмах, наличии инфекции в крови, вследствие оперативного вмешательства. В результате развивается быстрое гнойное воспаление. При этом обычно поражается один сустав. Необходимо проведение его санации (очистки) хирургическими способами совместно с назначением интенсивной антибактериальной терапии.
  2. Реактивные артриты возникают вследствие попадания инфекционных агентов (вирусов, бактерий) в организм человека, при этом развивается основная патология, а множественное поражение суставов может стать его последствием или одним из симптомов. Среди них можно выделить синдром Рейтера, возникающий вследствие перенесенной хламидийной или кишечной инфекции и сопровождающийся поражением урогенитального тракта, конъюнктивитом и полиартритом.
  3. Ревматоидный артрит – системная патология соединительной ткани с аутоиммунным механизмом развития. Это полиартрит с преимущественным поражением мелких суставов. Лечение направлено на устранение симптомов, замедление развития патологии, а также устранение хирургическими способами произошедших изменений, произошедших в связи с деструкцией сустава.
  4. Артрит при боррелиозе Лайма (переносчиком болезни являются клещи) – тяжелом, длительно протекающем заболевании с поражением нервной системы, сердца, сосудов. Полиартрит или олигоартрит развивается уже на третьей стадии (спустя 6 месяцев – 2 года от начала) и может быть мигрирующим, рецидивирующим или хроническим. В лечении обнаружение основной болезни имеет решающее значение.
  5. Вирусные инфекции (краснуха, герпес, паротит, гепатит В и С, Коксаки и др.) могут вызывать артралгии с отеком, покраснением, интоксикацией. Как правило, они проходят через 1-2 недели. При хронических вирусных инфекциях могут повторяться во время обострения.
  6. Туберкулезный артрит протекает с интоксикацией и иными общими симптомами туберкулеза. Боли возникают преимущественно в ночное время. Наиболее характерен моноартрит (поражение одного сустава) обычно с воспалением кости. Противотуберкулезная терапия проводится длительно и требует от пациента системного подхода к лечению.
  7. Псориатический артрит появляется как следствие возникновения псориаза, имеющего иммунную природу с возможной генетической предрасположенностью. Чаще всего поражаются мелкие суставы кистей и стоп, позвоночника. Решающую роль в облегчении состояния играет соблюдение рекомендаций врача.
  8. Подагрический артрит – вызван обменным заболеванием, следствием которого является отложение солей мочевой кислоты, в том числе и суставах (подагрой). Наиболее распространено поражение пальцев ног, но могут страдать и другие (локтевой, коленный, кисти). Терапия комплексная, направленная на избавление от выраженных болей и острого приступа, включает в себя диету, курсовой прием противоподагрических препаратов, снижающих частоту обострений. При суставных деформациях, рекомендовано хирургическое лечение. Также хирургически можно устранить солевые отложения, препятствующие движению.
  9. Симптомы

При каждой разновидности артрита симптоматика имеет разную степень выраженности, очередность наступления и локализацию. Однако, основные симптомы присутствуют как при любом воспалении.

1. Болевой синдром является основной жалобой пациента при артрите.
    2. В зоне поражения возникает покраснение.
    3. Увеличение сустава в объеме может быть связано с накоплением жидкости внутри или с периферическим отеком мягких тканей.
    4. Ограничение подвижности происходит из-за возникающих болевых ощущений при движении или из-за отека, нарушающего биомеханику сустава.
    5. Повышение температуры может быть общее или локальное.

Диагностика

При опросе врач выявляет историю заболевания и возможные его причины. Лабораторные методы имеют немаловажную роль для понимания выраженности, особенностей течения болезни и его природы. При осмотре врач может проводить различные тесты для определения двигательных расстройств, наличия патологической жидкости.

Также для определения наличия воспалительного выпота в суставе и для выявления деструктивных изменений, свидетельствующих о давности и тяжести процесса, врач использует методы аппаратной диагностики:

• рентген-диагностику, в том числе компьютерную томографию;
    • ультразвуковую диагностику;
    • магнитно-резонансную томографию.

Вид сустава, пораженного артритом

Из классификации можно понять, что зачастую именно лечение основного заболевания может спасти от воспалительных явлений. В некоторых случаях достаточно курса антибактериальных препаратов, а иногда необходимо пожизненное лечение (например, при ревматоидном артрите или подагре). Независимо от причины воспаление приводит к разрушению сустава, прогрессированию артроза, деформирующим изменениям. В такой ситуации, помимо противовоспалительной терапии, необходимой при всех видах артрозов, эффективным может быть и хирургическое лечение. Оно направлено на восстановление биомеханики, функций, улучшению скольжения внутри сустава за счет восстановления конгруэнтности (соответствия) и гладкости суставных поверхностей, устранению патологических отложений солей и разрастанию костных тканей, фиброзных образований, спаек и хондральных тел. Артроскопическое проведение такого лечения в наше время является оптимальным вариантом для пациента, так как этот вид доступа к суставной полости наиболее щадящий и способствующий скорому послеоперационному восстановлению пациента.