Артроскопическая операция при разрыве мениска

В нашей клинике артроскопию мениска проводят лучшие врачи-травматологи России, выполнившие более 10000 артроскопических операций за 30 лет работы.

Для получения консультации и записи на прием, позвоните нам по телефонам: 295-50-65.

Виды разрывов мениска

В зависимости от степени повреждения мениска выделяют частичный и полный разрыв. По направлению: горизонтальный, по длине и косой.

Артроскопия мениска – это малоинвазивная хирургическая манипуляция, часто применяемая травматологами на протяжении уже нескольких десятилетий. Этой методике отдают предпочтение благодаря низкой степени травматичности окружающих тканей, высокой эффективности, как в диагностических, так и в лечебных целях, а также благодаря возможности быстрого и легко протекающего послеоперационного восстановления.Наиболее частой локализацией для назначения оперативного лечения является колено. Частота травмирования обусловлена тем, что этот один из самых крупных суставов человека испытывает значительные нагрузки, имеет сложное строение и способен совершать движения в трех плоскостях. Помимо этого, он наиболее часто подвергается дегенеративным процессам и изменениям, в случае которых также может быть применена эндоскопическая хирургия. Таким образом, артроскопия колена - одна из лидирующих по количеству выполняемых ортопедических процедур. При этом чаще всего данная операция назначается при травмах мениска.

Строение мениска.

Коллагеновый имплант

Синтетический коллагеновый имплант.

Мениск – это хрящеподобное образование колена серповидной формы, находящееся между поверхностями коленного сустава. Выполняет функцию амортизации, помогает равномерно распределить нагрузку между суставными поверхностями, способствует лучшему скольжению, обеспечивая свободу движения. В каждом колене расположены соответственно боковым поверхностям латеральный (обращен к наружной) и медиальный (к внутренней) мениски. Они принимают на себя большую часть нагрузки, что обуславливает их высокий риск травмирования. Из-за особенностей кровоснабжения, чем ближе к центральной зоне расположено повреждение, тем ниже вероятность полного выздоровления. Со временем, особенно у спортсменов или людей с активной физической деятельностью, происходит истончение тканей хряща, и он может впоследствии получить надрыв. Помимо этого, разрывы часто происходят при острых травмах. Как правило, наибольшая частота поражений у внутреннего мениска. Деформации нередко сопровождаются нарушениями целостности связок, так как эти анатомические образования тесно связаны.

Проявлению патологии сопутствуют следующие симптомы:

1. Резкие боли, которые становятся интенсивнее при нагрузке на колене.
  2. Нарастание отёка.
  3. Внутрисуставное кровоизлияние.
  4. Скованность и двигательная дисфункция.
  5. Боль в подколенной области, резкая блокировка сустава при сгибании или разгибании.
  6. Появление щелчка в момент травмы и хруста во время движения.

Для чего нужна артроскопия?

При артроскопическом вмешательстве обычно используется местная анестезия

Назначается для точной диагностики локализации и степени поражения, а также проведения лечения, например, сшивания краев разрыва или резекции (частичное удаление) поврежденной хрящевой ткани. Благодаря высокому уровню развития медицины и профессионализму врачей даже при обширных разрывах стало возможно полностью сохранить функциональность коленного сустава. Но только при своевременном обращении к специалистам и не отложенной артроскопической диагностике. С учетом выполнения рекомендаций в послеоперационном периоде и прохождения необходимых реабилитационных мероприятий уже через пару месяцев пациент возвращается к прежнему активному образу жизни и тренировкам.

Преимущества артроскопической операции.

Вся операция осуществляется через несколько проколов в колене

Вся операция осуществляется через несколько проколов в колене.

К значительным плюсам артроскопии мениска относятся:

• Низкий уровень травматизации (так как доступ к суставу осуществляется через небольшие отверстия).
  • Снижается риск осложнений до минимального, по сравнению с классическим оперативным доступом (инфекции, кровотечения, различные ограничения движения, рубцовые образования).
  • Нет необходимости в послеоперационной иммобилизации (гипс), а также – в употреблении тяжело переносимых обезболивающих лекарственных средств.
  • Материальная экономия. Стоимость соизмерима с аналогичной при открытом доступе, однако денежные затраты меньше, поскольку не нужно долго находиться в стационаре.
  • Местная анестезия – при артроскопии наркоз не требуется (что наиболее актуально для пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы).
  • Быстрая реабилитация.
  • Остается пара маленьких следов на коже, которые едва заметны.
  • Диагностика и лечебные манипуляции проводятся одновременно – в рамках одного вмешательства.

Подготовка к операции

На этапе подготовки проводится консультация у специалиста. Выявляются все важные моменты, уточняется наличие аллергических реакций. При нарушениях свертываемости крови, назначаются соответствующие лекарственные препараты. Предоперационное обследование включает консультацию терапевта, а также стандартный комплекс лабораторных анализов (клинический и биохимический анализ крови, тест на ВИЧ, анализы на гепатиты В и С, сифилис (RW), кровь на группу и резус-фактор, общий анализ мочи, а также коагулограмму). Специальной диеты не требуется, так как операция проводится под местной анестезией. Рекомендуется накануне ограничить прием тяжелой пищи. Алкоголь из рациона исключается за неделю до артроскопии.

Проведение артроскопии мениска.

Хирургические инструменты для артроскопии

Хирургические инструменты, используемые во время артроскопической операции.

Вначале проводится соответствующая анестезия. Затем пациента укладывают так, чтобы был обеспечен удобный доступ. Хирург делает 2 или 3 небольших кожных надреза, для введения хирургических инструментов: артроскопа (узкой трубки с камерой на конце), канюлей (трубок) для промывания полости сустава, инструмента для улучшения обзора. После диагностики и получения полной картины области повреждения, выполняются нужные манипуляции. При возможности восстановить целостность мениска, разорванные края сшивают. При отрывах частей, длительном сдавливании хрящевой прослойки, проводится резекция. При этом современные оперативные технологии позволяют не затронуть и максимально сохранить здоровые ткани.

Ушивание

При свежей травме в области с достаточным кровообращением, а также у пациентов относительно молодого возраста наиболее возможно полное восстановление его целостности. Это также производится хирургическим способом путем ушивания разрывов во время артроскопии. При соблюдении рекомендаций специалистов, реабилитация происходит очень быстро.

Резекция мениска

Если всем тканям поврежденного мениска невозможно вернуть прежнюю функциональность, то производится их частичное удаление. Все жизнеспособные части максимально сохраняют и производят реконструкцию, стараясь придать наиболее анатомическую форму. Прохождение курса реабилитации после резекции под контролем травматологов-ортопедов и реабилитологов – ключ к успешному и скорейшему возвращению функциональности колена.

Полное удаление мениска (менискэктомия)

Менискэктомия производится при более тяжелых патологиях, когда другие способы лечения исключены. Современная медицина имеет достаточный опыт последующего ведения таких пациентов. Наблюдаться в такой ситуации нужно для того, чтобы в дальнейшем избежать различных осложнений, например, артроза.

Послеоперационная реабилитация

Мануальная терапия - обязательный элемент программы восстановления коленного сустава после операции.

Каждая операция подразумевает период дальнейшего восстановления. При артроскопии он короче и легче, чем при открытом операционном доступе, но важно следовать всем рекомендациям врача.

После артроскопии мениска назначается следующий комплекс мероприятий, либо некоторые из них:

• Курс лечебного массажа.
  • Кинезиотерапию.
  • Физиотерапевтические процедуры.
  • Применение ортезов.
  • Кинезиотейпирование.
  • Назначается прием необходимых лекарственных препаратов.

Специалисты отделения реабилитации в СпортКлинике разрабатывают индивидуальные программы реабилитации.

Постоянное взаимодействие всех отделений нашей клиники, позволяют реабилитологам сформировать максимально эффективную программу реабилитацию, с учетом замечаний лечащих врачей-травматологов.