Повреждение и разрыв ПКС.

Передняя крестообразная связка – исполняет роль основного стабилизатора коленного сустава, удерживает голень от смещения к передней части. Вместе с тем она является одним из самых травмоопасных частей коленного сустава.

Особенно распространены разрывы пкс среди людей, ведущих активный образ жизни, и спортсменов.

Строение.

Крестообразная связка берёт своё начало от мыщелка бедра, проходит через сустав колена и далее присоединяется к большеберцовой кости. Состоит из двух взаимодействующих пучков – заднемедиального и переднемедиального. В зависимости от положения ноги один из них уменьшается, а другой удлиняется, а потом наоборот. Длина может достигать трёх сантиметров, а ширина – десяти миллиметров.

К функциям ПКС относят:

• Не даёт колену уходить вперёд, стабилизирует суставный аппарат.
  • Передаёт данные о расположении сустава нервным окончаниям.

Причины разрывов передней крестообразной связки.

Среди механизмов, обуславливающих повреждения ПКС, можно выделить:

• 1. Вращательный механизм. Он встречается достаточно часто и возникает, преимущественно, во время игры с мячом (футбол и т.д.). В этом случае человек поворачивает бедро, а стопа/голень остаются зафиксированными, то есть происходит неестественное поворачивание бедра при зафиксированной стопе и согнутом колене. В случае травмы, полученной таким путём, могут помимо прочего повредиться мениски.
  • 2.Смещение возникает за счёт возникновения рычага – к примеру, такое может произойти во время падения горнолыжника. В такой ситуации рычаг создаётся голенью и пристёгнутой лыжей. Второй схожий процесс, называемый «фантом-стоп» может быть запущен при падении, когда лыжа не только уходит в почву, но одновременно с этим и разворачивается, тем самым заставляя колено развернуться.
  • 3. В случае, когда бедро смещается назад, а голень фиксируется – травмы, получаемые таким образом, обусловлены конфигурацией лыжных ботинок.
  • Симптомы повреждений и разрыва ПКС.

Основные симптомы при получении травм крестообразной связки:

• Резкая боль, которая длится небольшой промежуток времени.
    • Отёк, который появляется в течение первых 24 часов после травмы.
    • Нарушение подвижности колена.
    • Нестабильность, ощущение сдвига.
    • Усиление указанных симптомов при резких движениях.

Диагностика.

Диагностируется нарушение посредством осмотра врача и консультации – в частности, нужно чётко описать, как именно произошла травма, чтобы доктор смог определить механизм, обусловивший нарушение. Далее проводится тест переднего выдвижного ящика, LachmanTest, и другие, определяющие уровень нестабильности колена.

Самый точный способ обследования - МРТ (магнитно-резонансная томография). Это современный и эффективный метод диагностики, который позволяет определить наличие разрыва в связочном аппарате без вскрытия и применения инвазивной хирургии.

Лечение передней крестообразной связки.

Консервативное лечение. Точный план зависит от конкретного типа травмы и степени нарушений.

Если большая часть связочных пучков цела, то повреждение называют частичным. В этом случае не всегда развивается нестабильность, а потому может быть назначено консервативное безоперационное лечение. При выявлении частичного повреждения и разрыва колено фиксируется, а нагрузки на него ограничиваются, также проводятся мероприятия, которые направлены на восстановление мышц.

Артропластика. Так как крестообразная связка расположена в середине сустава, то на неё воздействуют все окружающие её пучки, под напряжением которых она находится. Если происходит её разрыв, то обязательно требуется операция.

На сегодняшний день наиболее эффективным методом оперативного лечения является артроскопическая пластика – её преимущество перед другими видами операций заключается в том, что сустав не открывается полностью. Восстановление после такого вмешательства быстрое и эффективное.

Артроскопия. Артроскопия передней крестообразной связки осуществляется посредством специального устройства – артроскопа и тонких хирургических инструментов. В процессе артроскопии врач проделывает два небольших прокола в суставе – один для артроскопа, другой для инструментов. При этом за ходом операции специалист наблюдает на мониторе, куда выводится картинка с видеокамеры, расположенной на артроскопе и обладающей 60-кратным зумом.

Ещё один несомненный плюс артроскопического вмешательства заключается в том, что за одну процедуру можно точно диагностировать нарушение и осуществить операцию. В случае если обнаруживается повреждение ПКС, связка заменяется трансплантатом. Мягкие ткани и околосуставные структуры при этом нарушаются минимально, поэтому выписка пациента может произойти в день операции.

Реабилитация.

После пластики и артроскопии ПКС предусмотрен курс реабилитации, включающий 5 основных этапов, общая продолжительность которых составляет порядка шести месяцев, в течение которых лечащим врачом назначаются различные процедуры, начиная от специального массажа и заканчивая занятиями на специальных тренажёрах и ЛФК.

Наши специалисты всегда готовы Вам помочь!
    Звоните нам по телефону +7(812)295-50-65 или +7(812)906-46-84.